!DOCTYPE html PUBLIC "-//W3C//DTD XHTML 1.0 Transitional//EN" "http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd"> Обучение полетам на параплане, курс PARA PRO 1-5.

 

 

Программа обучение полетам на параплане PARA PRO 1-5.  
Курс PARA PRO 1-5  рекомендованный: International Hang Gliding & Paragliding Commission (CIVL).

Обучение полетам на парапланен проводится в пять этапов:(снизу вверх)
PARA PRO 5. Маршрутные полеты на параплане.
PARA PRO 4. Парение на параплане в турбулентных условиях.
PARA PRO 3. Парение на параплане в нетурбулентных условиях.
PARA PRO 2. Планирующие полеты на параплане.( без парения).
PARA PRO 1. Наземная подготовка. Подлеты.

Общие рекомендации

Этот курс составлен на основании знаний, накопленных за много лет развития парапланеризма, и позволяет избежать многих травм и несчастных случаев. Вам для безопасных  полетов на параплане, необходимо, всего лишь следовать этому курсу, под руководством опытного инструктора.

Обучение должно производиться только на парапланах, предназначенных для обучения, проверенных инструктором и не имеющих несанкционированных производителем доработок.
Теоретическая подготовка.
По этапам 1,2,3 проводится в виде лекций и обсуждений с обязательной проверкой знаний инструктором.
По этапам 4 и 5  знания могут быть получены самостоятельно.
Практическая подготовка.
По этапам 1,2,3 проводится после инструктажа под непосредственным контролем инструктора. Перед началом практических занятий должна быть уверенность в знании курсантом теории: он должен представлять цель, которую он должен достичь,  знать как это сделать, знать как исправлять ошибки, и осознавать опасности которые его могут подстерегать.
Все навыки шлифуются до полного их усвоения.
По этапам 4 и 5  навыки могут быть получены самостоятельно, с последующей демонстрацией их инструктору.

PARA PRO STAGE 1-2.
Наземная подготовка и подлеты на параплане над гладким рельефом не выше  5 метров.

Данный этап является наверное, самым важным, так как  здесь закладывается хорошие или плохие привычки управления парапланом и отношения к полетам. Планирование предстоящего полета (или наземной тренировки) должно начинаться до старта и продолжаться все время полета, опережая события. Нужно избегать тренировок в сильный или порывистый ветер.
Необходимое количество занятий:
  1. Минимум 6 дней.
  2. Не менее 30 полетов, из них не менее 10 планирующих с высоты.

Требования к обучающемуся:

Инструктор должен быть уверен что ученик в состоянии заботится о собственной и чужой безопасности и выполнять указания.
Теретическая подготовка:
 
Аэродинамика
  1. Разница давлений под и над профилем зависит от: кривизны профиля, скорости и угла атаки.  Понятие скорость обтекания крыла, ламинарный и турбулентный поток.
  2. Понимание терминов: профиль крыла параплана, площадь, удлинение, воздушная скорость и угол атаки. Давление внутри крыла параплана, зависимость от положения клевант (задней кромки).
  3. Сопротивление крыла параплана воздуху зависит от: воздушной скорости и угла атаки. Во время подзема параплана в первый момент он сильнее тащит вас назад, чем когда будет над головой.
  4. Параплан летит только, если он движется вперед относительно воздуха. Чтобы лететь, вы не должны полностью останавливать параплан.
  5. Нагрузка: Масса, сила гравитации. Подъемная сила.
  6. Движущая сила:
    • a: На земле с помощью бега или лебедки.
    • б: В воздухе: принцип наклонной плоскости. В полете на параплане без двигателя вы всегда спускаетесь вниз(относительно окружающего воздуха), сила тяжести является движущей силой.
  7. Воздушная скорость и скорость относительно земли. Почему взлет и посадка всегда против ветра? Полет против ветра, по ветру, боком к ветру(снос). Поправка на ветер.
  8. Срывы потока: Описание, чем опасно(последствия), разпознование, предотвращение, действия после свала. Причины возникновения: ошибки управления, вход в поток, турбулентность.
  9. Фронтальные повороты крыла параплана. Симметричный (всей переднее кромки). Ассиметричный (с одной стороны).  Описание, чем опасно(последствия), распознавание, предотвращение, действия после сложения. Причины возникновения.
  10. Спирали, авторотации, негативные спирали. Описание, чем опасно(последствия), распознавание, предотвращение, действия по выводу.
  11. Турбулентность за парапланом, турбулентность у земли, турбулентность за препятствиями.
  12. Управление парапланом: изменение воздушной скорости, повороты. Использование клевант, работа весом.
  13. Зависимость воздушной скорости параплана и скорости снижения, поляра. Минимальная скорость снижения и наилучший глайд. Зависимость глайда от направления полета (ветер в лицо или спину). Зависимость скорости параплана, минимальной скорости снижения от загрузки. 
 
Метеорология
  1. Термичный ветер. Причины возникновение , направление. Бризы.
  2. Определение силы ветра , по приборами, по естественным признакам:
    • Измерение скорости: узлы (Knots), мили в час(MPH),метры в секунду(m/s).
    • Направление ветра (с-з, ю) откуда дует.
  3. Сила давления ветра на препятствие(на вас парапланом): увеличивается пропорционально квадрату скорости ветра. Опасности сильного ветра, действия при посадке в сильный ветер.
  4. Градиент ветра и связанные с этим опасности.
  5. Неравномерность ветра, порывы ветра, турбулентность. Причины, признаки:
    • Механическая турбулентность: позади препятствий, деревьев, зданий, холмов.
    • Тепловая турбулентность: температурный градиент, неравномерность нагрева, опасности, признаки мягкой и жесткой термички.
    • Смена направления ветра. Причины возникновения, опасности.
    • Срез ветров по высоте. Причины возникновения, опасности.
  6. Местные ветра: Долинные ветра, ветра в ущельях, вокруг уступов.
  7. Погода причины возникновения термических потоков, температурный градиент(стабильная или нестабильная), инверсия, признаки для определения текущей погоды.
  8. Морской бриз. Причины возникновения.
  9. Роторы за перегибом, опасности, как облетать, как лететь в роторе.
  10. Эффекты над вершинами.
  11. Термичка: возникновение, сила, турбулентность, признаки.
  12. Облачность: кучевые, кучево-дождевые, грозовые, полеты в облаках, опасности.
  13. Воздушные массы и фронты: холодный фронт, теплый фронт, признаки    приближения, летные условия и опасности.
  14. Погода, признаки и оценка:
    • Определение погоды: признаки и толкование.
    • Определение ветра: направление и сила, на взлете в полете и на посадке. Признаки.
    • Оценка условий для полетов: опасные или безопасные.
 
Конструкция параплана и снаряжение
  1. Устройство параплана, наименование частей и элементов.
  2. Стандарты, технические характеристики и характеристики безопасности: производители и сертифицирующие организации (DHV,EN), предназначение в зависимости от сертификации. Весовая вилка, стабильность, восстановление после внештатных ситуаций, маневренность, скоростной диапазон, вес пилота и необходимая  квалификация.
  3. Управление: отклик параплана на управление, стабильность по тангажу и поперечная, стабильность параплана, полет на минимальной скорости, сложения, в-ряды, взлетно-посадочные характеристики. Влияние акселератора на скорость системы.
  4. Техническое обслуживание: Предполетный и периодический осмотр и уход за парапланом, квалифицированная настройка и ремонт.
  5. Выбор параплана: Опыт и квалификация пилота, планируемое применение, характеристики, весовая вилка, осмотр.
  6. Выбор подвески. Типы подвесок по безопасности и квалификации пилота.
  7. Характеристики параплана: минимальная скорость снижения, максимальная дальность планирования, максимальная скорость, проницаемость материала, управляемость.
  8. Системы пассивной безопасности: шлем, ботинки, перчатки, одежда, аптечка, задний и боковые протекторы, подушка безопасности.
 
Состояние и поведение пилота
  1. Физические факторы: самочувствие, физическое состояние, влияние алкоголя и наркотиков.
  2. Психологические факторы: Страх и боязнь высоты, признание небеспредельными собственных способностей и возможностей оборудования. Преодоление группового психологического давления (-давай лети быстрей не бойся,- нет погода не моя я пешком вниз).Самодисциплина.
  3. Процес обучения и окружение: постановка задачи, мотивация, безопасность, описание цели, личный прогресс.
  4. Поведение в полете:
    • В полете параплан всегда должен лететь вперед, никогда не останавливайте параплан не затягивайте глубоко клеванты.
    • В процессе полета вы должны проявлять интуицию, непрерывно оценивать ситуацию, принимать решения и действовать.
    • Следуйте принципу: Необходимо завершить каждый начатый полет, избегайте паники.
Практические навыки:
 
Подготовка к полету и безопасность
  1. Инструкции по безопасности.
  2. Планирование полета в процессе полета: наблюдение, получение информации-оценка-принятие решения-действия.
  3. Подготовка параплана к полету: Стандартный порядок проверок оборудования, двойной контроль критических факторов.
  4. Нештатные и чрезвычайные ситуации: причины возникновения, предотвращение, распознание и действия по исправлению:
    • Неисправность оборудования.
    • Наземная подготовка при сильном и порывистом ветре. Потеря контроля. Протаскивания по земле.
    • Сложения параплана: ошибки управления, вход в восходящий поток, вход в нисходящий поток, турбулентность.
    • Ошибки на старте: Недостаточный контроль параплана, слабый разбег, неправильное направление, перекомпенсация (срыв).
    • Плохие ветровые условия: попутный, слабый или сильный ветер, порывы и турбулентность, внезапный подъем, сдувание за склон.
    • Прекращение взлета. Преждевременная посадка..
    • Высота выше 1500 м. плотность воздуха уменьшается. Минимальная скорость увеличивается.
    • Опасные маневры: Полеты рядом с рельефом и препятствиями, полеты на малой скорости,  выполнение спиралей близко к рельефу, выполнение спиралей, винговеров и.т.д. старт в штиль, особенно около скал.
    • и. Незнание: Места полетов, параплан, полетных условий.
    • к. Физические и физиологические факторы: стресс, давление, истощение, страх, наркотики, алкоголь.
    • л. Недостаточная квалификация: переоценка собственных способностей и/или незнание местных условий, оборудования, постановка неправильной задачи.
    • м. Полеты в условиях недостаточной видимости.
    • н. Комбинация нескольких из вышеперечисленных факторов увеличивает риск летного происшествия.
    • о. Чрезвычайные маневры: Использование парашюта, гашение параплана после применения запаски. Посадка на воду, деревья, пересеченный рельеф, на ограниченную площадку, рядом с препятствиями, электрическими проводами.
    • п. Происшествия: первая помощь и вызов спасателей.
 
Практические навыки
Часть1. Наземная подготовка и подлеты не выше 5м.:
  1. Транспортировка, и обслуживание параплана и оборудования. Правильная укладка строп и свободных концов.
  2. Стандартные действия с парапланом до и после полета: распаковка, перенос в форме подковы, наполнение и удержание в форме стенки, предполетные проверки, контроль карабинов и строп, проверка подвески и системы акселератора. Укладка параплана.
  3. Предстартовая позиция и проверки: положение рядов строп и клевант, положение тела и рук(за что держать, как стоять).Окончательная проверка: Контроль карабинов и строп, оценка текущих метео-условий для старта, отсутствие помех.
  4. Тренировка старта. Подъем параплана: решительно и уверенно бежать для подьема параплана, визуальная проверка, отпускание передних рядов, исправление проблем. Продолжение старта, плавный разбег, не усаживаться в подвеску преждевременно.
  5. Тренировка подъем параплана: Контроль позиции параплана и угла атаки на ровных местах и на склоне.
  6. Тренировка прекращение старта.(гашение параплана). на ровных местах и на склоне. Отказ от преждевременного старта.
  7. Планирование полета: Оценка летного места  и погодных условий. Принятие решения, составление плана полета.
  8. Старт планериста: Плавный подьем и ускорение, разбег до взлетной скорости с контролем направления.
  9. Контроль скорости: Высокая стартовая скорость залог безопасности – снижение вероятности заднего свала.
  10. Контроль направления. Курс на ветер, плавное управление, недопущение раскачки.
  11. Изменение курса параплана на небольшой угол: плавный ввод и вывод из поворота, небольшие корректировки курса.
  12. Посадка: против ветра.
Часть 2. Планирующие полеты:
  1. Подготовка: оценка летного места и погодных условий, принятие решения о возможности полетов, составление плана полета.
  2. Предполетная подготовка: Повторение по часть 1. Подготовка параплана к полету, предполетный проверки.
  3. Старт: Стартовая позиция, окончательный контроль, плавный подьем и ускорение, разбег до взлетной скорости, контроль скорости инаправления.
  4. Контроль скорости: Скорость максимального глайда и минимальная скорость снижения.
  5. Повороты 90-180 град., малая и средняя интенсивность поворотов, налево и направо, координировано с весом.
  6. Полет на замедленной скорости. Разпознование, действия( выполнять на малой высоте).
  7. Заход на посадку:   Полет прямоугольником и восьмеркой, коррекция сноса ветром.
  8. Правила полетов совместно с другими летательными аппаратами.
  9. Посадка: В соответствии с ранее разработанным планом, заход против ветра, выравнивания на малой высоте и приземление на ноги. Применение восьмерок. Градиент ватра и учет уклона площадки.
  10. Управление и посадка за счет использования задних рядов, обрыв клевант.
  11. Посадка на точность. Под контролем инструктора на посадке, недопустим заход на низкой скорости.

PARA PRO STAGE 3.
Обучение парению на параплане в динамических и термических потоках без сильной турбулентности.

Данный этап, должен научить обучающегося, летать на параплане в потоках обтекания и нетурбулентных  термических потоках, а так же самостоятельно принимать решения и действовать.

Необходимое количество занятий:
  1. Как минимум  60 успешных полетов на параплане, с налетом не менее 10 часов.
  2. Полеты в пяти различных летных местах.
  3. Минимум 3 полета и минимум 2 часа налета в восходящих потоках.

Требования к обучающемуся:

            Инструктор должен быть уверен, что ученик в состоянии заботится о собственной и чужой безопасности и выполнять указания инструктора, а так же быть способным самостоятельно принимать решения и четко и своевременно действовать.

Теретическая подготовка:
 
Аэродинамика
  1. Повторение теории этапа 2.
  2. Свалы и сложения крыла параплана. Восходящие потоки. Обработка восходящих потоков. Полеты в динамических потоках. Вторичные сложения(серии).
  3. Поляра скоростей: график, Расчет глайда и минимальной скорости снижения в зависимости от воздушной скорости и направления полета по , боком, против ветра, в восходящем и нисходящем потоке. Учет нагрузки, плотности воздуха.
  4. Учет ветра. Снос по ветру, полет против и по ветру. Корректировка сноса.
  5. Спутные струи: позади любых летательных аппаратов.
 
Метеорология
  1. Повторение теории этапа 2.
  2. Сила ветра: Увеличение пропорционально квадрату скорости. Воздействие на параплан и опасности. На земле, на взлете, в воздухе, на посадке.
  3. Динамические восходящие потки:
    • Необходимые условия: форма и наклон склона, направление и сила ветра.
    • Характеристики потока: Горизонтальная и вертикальная составляющая, скороподъемность.
    • Опасные условия и зоны: подветренная сторона, турбулентность, ротор, сильный подьем и ветер. Возможность резкого увеличения ветра.
    • Безопасные места: выше и впереди склона.
  4. Волновые потоки:
    • Необходимые условия возникновения: необходимый рельеф, направление и скорость ветра.
    • Признаки: Сильный ветер, линзовидные облака, завихрения облаков.
    • Опасности: роторы, быстрый подъем, большая высота, гипоксия.
  5. Термики:
    • Факторы возникновения: Нестабильность, ландшафт, солнечная активность, температура.
    • Признаки: Большое падение температуры с высотой(градиент), ветер переменных направлений, затишья и порывы, кучевые облака.
    • Опасности: порывы ветра и турбулентность, сильный подъем, раскачка по тангажу.
    • Безопасные условия: широкие термики, небольшой и умеренный градиент, слабый и средний ветер.
  6. Фронтальная облачность. Холодный фронт:
    • Необходимые условия: Смена воздушных масс, падение давления, нестабильность.
    • Признаки: Много кучевых облаков, быстрое перемещение и формирование облаков, грозы, усиление ветра, изменение температуры.
    • Опасности: высокая скорость ветра, порывы ветра, быстрый подъем, турбулентность.
  7. Облачность: Кучевые, кучево-дождевые,  слоистые облака, линзовидные облака.
  8. Прогноз погоды: Где получить, как понимать и использовать.
  9. Признаки погоды: определение погоды на земле и в воздухе:
    • По сила ветра, давлению, стабильности(градиенту температуры).
    • По  типу облачности.
    • Определение ветра по признакам и ориентирам.
 
Конструкция параплана и снаряжение
  1. Повторение теории этапа 2.
  2. Свойства конкретной модели параплана: долговечность, летные характеристики, управляемость.
  3. Техническое обслуживание: Ежедневные и периодические проверки и обслуживание, ремонт.
  4. Настройка: Для достижения желаемых полетных  характеристик в существующих погодных условиях.
  5. Приборы: Вариометры, высотомеры, указатели воздушной скорости.
  6. Одежда и снаряжение: Для безопасных полетов на большой высоте и при низкой температуре.
  7. Выбор параплана: Выбор подходящего для текущего уровня подготовки пилота параплана: нужен «Standard» (а не «Performance» и не «Competition»).
 
Правила полетов
  1. Повторение теории этапа 2.
  2. Правила использования воздушного пространства:
    • Контролируемое воздушное пространство и аэропорты.
    • Неконтролируемое воздушное пространство. Правила полетов. Минимальная видимость и расстояние до облаков.
    • Зоны опасные или запрещенные для полетов.
  3. Источники информации: Карты воздушного движения, публикации, руководства. Где можно получить информацию: Управление воздушным движением, информационные службы, Интернет, местные клубы и школы.
  4. Правила полетов парапланов и дельтапланов: общие, в динамических потоках, в термических потоках.
  5. Другие правила и положения: Издаваемые правительством, Национальной ассоциацией параглайдинга.
Практические навыки:
 
Подготовка к полету и безопасность
  1. Повторение теории этапа .
  2. Подготовка параплана: Стандартная процедура проверок, двойная проверка критических факторов.
  3. Опасные и чрезвычайные ситуации: причины возникновения, предотвращение, распознание, исправление. Обучение путем моделирования.:
    • Наземная подготовка в сильный и порывистый ветер. Изучение обратного старта, контроль параплана с перекрещенными рядами. Переход из обратной в прямую позицию. Срыв параплана на землю в случае необходимости, действия при протаскивании ветром.
    • Ошибки на взлете: Ошибочные команды помощников. Плохой контроль параплана. Низкая скорость и отсутствие контроля  за положением параплана, направлением разбега, сложения, потеря контроля. Прекращение старта. Посадка в подвеску.
    • Сложения: из за: порывистого ветра, турбулентности, сильных потоков, неправильного управления, неправильного разбега. Сложения близко к рельефу.
    • Опасности: сложный старт, сильный ветер, порывы ветра, турбулентность, роторы.
    • Полеты с повышенной опасностью: в сильную турбулентность, акро-маневры, полеты близко к облакам и в облаках.
    • Отработка действий: разворот 360 град., возврат к области подъема, полеты близко к рельефу, посадка на вершину, посадка на склон. Действия при ассиметричном срыве. Действия после сложений. Использование «больших ушей». Выход из глубокой спирали.
    • Незнакомые, непривычные: Полетное место, погодные условия, параплан или подвеска, новые маневры и задачи.
    • Физические и физиологические факторы: стресс, давление, истощение, страх, прием наркотиков алкоголя или медикаментов.
    • Недостаточное летное мастерство: переоценка личных возможностей, и/ или недооценка опасностей летного места и погодных условий.
    • Полеты параплана в условиях ограниченной видимости.
    • Комбинация нескольких из вышеперечисленных факторов увеличивает риск летных происшествий.
    • Чрезвычайные маневры: Использование спасательного парашюта, гашение параплана после применения запаски. Посадка на воду, деревья, пересеченный рельеф, на ограниченную площадку, рядом с препятствиями, электрическими проводами.
    • Происшествия: первая помощь и вызов спасателей.
 
Практические навыки
  1. Усвоение навыков первого этапа.
  2. Планирование: В процессе полета: планирование дальнейших действий.
  3. Подготовка параплана: приведение в летное состояние, регулировка, предполетный контроль.
  4. Наземная подготовка: Четкие действия, контроль над парапланом.
  5. Старт в средний ветер: Под наблюдением инструктора, правила, действия. Заключительные проверки оборудования. Скорость и направление. Взлетная позиция.
  6. Маневры на минимальной скорости: Контроль скорости, координированный поворот налево и направо, минимальная потеря высоты без признаков срыва.
  7. Учет сноса ветром: В восходящих потоках, на переходах, полет восьмеркой, учет ветра при маневрировании вблизи препятствий и при заходе на посадку.
  8. Спирали: На балансировочной и на минимальной скорости, в право и в лево, с небольшим и средним креном, исключая возможности срывов.
  9. Ассиметричные сложения: 20-30% c одной и с обеих сторон(на безопасной высоте и расстоянии от склона). Выполнение, потянув на А-ряде 2-3-4 стропы. Противодействие вращению весом. Прокачка сложений.
  10. Большие уши: Потянув крайние стропы А-ряда вниз на равную величину, поддержание прямолинейного полета, используя только вес, повороты налево и направо используя только вес. Использования до 50 % акселератора для увеличения скорости снижения. Маневры должны проводиться на высоте выше 200 м. над землей, над ровной поверхностью и должны быть закончены выше 100 м. над землей.
  11. Обработка термиков: Вход, спирали и маневрирование внутри потока, поиск наибольшего подъема(центрирование). Недопущение сложений и срывов.
  12. Точный заход и посадка на  площадку  указанную инструктором, под контролем инструктора.

 

Параплан враца
 
Зимний кайт
 
Обучение полетам
  Экстремальный портал VVV.RU