Полеты на параплане в Болгарии с 19 по 28 марта 2010г.

Погода  этой весной в Европе была непредсказуемая то дождь, то мороз, то наводнения то снегопад. Но мы каждый год посещаем в это время Болгарию. Кто не хочет летать смотрит прогноз, а кто хочет едет и летает. В Болгарии много летных мест и за часто бывает так, что в Сопоте нельзя летать на параплане а в Добростане или во Враце  отличная погода для полетов.

Увеличить.
Перед самой поездкой морозы в Болгарии кончились и на первые дни выезда  прогноз был благоприятный. Поэтому мы решили в самолете не бухать и сразу поехать на старт.  В Болгарии было по весеннему тепло, но дорогу на Беклементо преграждали то запрещающие знаки , то снежная колея, то огромный сугроб от сошедшей зимой лавины, в которой парапланеристы уже сделали прокоп.
Увеличить.
Старт Беклементо находится от Cопота примерно в десяти километрах. Нужно ехать в сторону Софии и свернуть направо на Троянский перевал (Троянский проход ). На машине можно выехать прямо на старт. Перепад высот 600 м. старт южной экспозиции, поэтому летать можно практически в любой метеорологический ветер, главное чтобы он был несильный и светило солнце. Северный ветер передавливается термичкой.
Из опасностей: большое ущелье справа от старта, там как правило сильный ветер дующий в горы, может запереть. Из приятных опций: безопасная посадка чуть выше старта. Можно приехать на машине полететь маршрутик с возвращением и затем спокойно уехать.
Дорога на Беклементо.

Первый летный день. 19 марта 2010 г.

Увеличить.
Полет на параплане Беклементо
Полет на параплане над стартом Беклементо , Сопот, Болгария.

Приехав на старт мы убедильсь , что WINDGURU рулит, светило солнце, ветер в лицо 2-5 м/с. По всем признакам погода - бомба.  Первый полетел  Валек, его параплан сразу выперло на 300 м выше старта,+5.  Потоки не халявные но и не очень узкие, то что надо для того чтобы летать и влетаться.   В горах выше старта еще много снега. Красотища. Каждый из нас налетал от одного до двух часов.
Зачетно полетали, а ведь пять часов назад мы еще были в Москве.

Увеличить.

Еще один летный день:Суббота  20 марта 2010 г.

Увеличить.

На старте много болгарских пилотов, в выходной день, всегда аншлаг. Когда мы приехали в 12-00 народ уже во всю парил. На старте временами было тесно, приходилось ожидать в очереди. В этот день было много паровозов, можно было полетать в большом коллективе. Потки до +3, мягенько, наборы 600-800 м. от старта. Каждый из нас налетал от полутора до трех часов.

Увеличить.

Опять полетики на параплане. Воскресенье 21 марта 2010.

Увеличить.

В этод день через старт пролетали огромные стада аистов. Они были везде: и высоко в горах и рядом с парапланами. Потоки пернатые обрабатывают хаотично: кто левой, кто правой спиралью, но столкновений мы не зафиксировали - у них осмотрительность лучше чем у парапланеристов и маневренность на уровне. Опять много летали.
В этот день были наиболее сильные потоки и высокая база. По усреднителю  скороподьемность достигала +3,5 отдельные витки спирали +6. набор 2550 м над уровнем моря. 1300 метров выше старта. К сожалению камера замерзла и самое интересное снять не удалось.

 

Понедельник . Полете на параплане д. Брестовица.

По приезду на Беклементо мы констатировали, что дует север летать нельзя. Я принял решение ехать в Брестовицу, это старт в 15 км на юго-запад  от Пловдива, от Сопота 80 километров. Здесь можно летать под С  и С-З ветер. Перепад 200 м. Очень быстрый подбор. Экспозиция северная, поэтому здесь может быть солнце, когда в Сопоте переразвитие.  Есть динамик.   Площадка для трех- четырех парапланов, На старте много камней, место для подготовки к старту расчищено местными пилотами. При подъеме параплана задним стартом надо быть внимательным , что бы не споткнуться, двигаясь задом.
Опасности:  При сильном севере может роторить от впереди лежачей горки, старт в ротор. Со старта надо лететь прямо на север на перегиб, за которым работает динамик, если облетать, впереди лежащую горку слева, можно потерять много высоты, пробиваясь против сильного ветра. В сильный ветер лучше спуститься чуть ниже и стартовать сразу в динамик или пройти через кустарник на северо-восток примерно 100 м, там есть старт под север. Во время наших полетов ветер в районе старта был 2-6 м/с, на вылете парапланы покачивало, турбулентность от ротора как в мягкую термичку.

Увеличить.

Для не умеющих держать параплан над головой пилотов есть вероятность, словить сложение. В динамике   выдувало до 100 м. А ближе к вечеру термик поднял их еще на 800 м выше старта. Четвертый летный день подряд – уже хочется отдохнуть. После полетов заехали в Пловдив, покатались на картинге, а затем отужинали в ресторане, где на выбор 50 видов шашлыков на метровых шампурах. Наелись так, что с трудом смогли встать из за стола, никак не можем привыкнуть к размеру болгарских порций.

Увеличить.

Вторник 23 марта. День отдыха.

Музей на Шипке.

Наконец то нелетная погода. День отдыха. Приняли решение ехать на Шипку. Там на перевале находится музей посвященный  освобождения Болгарии от Турецкого ига. Подробнее >
Дальше наш путь лежит в г. Хисар. Хисар город с почти двух тысячелетней историей. Подробнее >
Затем искупались в бесейне с миниральной водой попарились в сауне. Затем посетили ресторан, где готовят свежайшую речную форель. День отдыха прошел очень насыщенно.

Хисар, подробнее.

24 марта. Поездка в Добростан.

Сегодня  Сопоте по прогнозу пасмурная погода и мы решаем ехать в Добростан. Старт Добростан находится примерно  в 100 км. от Сопота в Рильских горах. Ехать через Пловдив  до Асеновограда, далее на восток вдоль гор, километров через пятнадцать, поворот направо, доехать до с. Добростан. Старт находится около антенны ее видно. На легковой машине заехать на старт нельзя, идти 150 м.   Перепад высот 400м. Экспозиция северная, есть вероятность хорошей погоды в случае, если в Сопоте переразвитие из за сильной термической активности.  Площадка для старта просторная, препятствий на вылете нет.Летать можно под С, и С-В ветер, Под С-З будет роторить.

Увеличить.
На старте находится уютный домик, построенный пилотами местного клуба Тангра. Внутри можно отдохнуть, согреться и приготовить, что-нибудь поесть, переждать непогоду.
Опасности: Справа от старта расположено ущелье, в котором проходит дорога, нельзя уходить направо без запаса высоты. Сильный ветер в горы может запереть вас в ущелье. На болгарском сайте написано, что здесь может быть динамик, но мы его не обнаружили. Проблем с   площадами под посадку нет. За исключением небольшого военного полигона в трех километрах от старта, если лететь на запад.
Увеличить.

Ночь решили провести в отеле в горах, на повороте в  Добростан видели небольшой рекламный плакат. Отель называется: «Старые времена 2».

Около шести километров по горной  дороге, сначала асфальт потом просто направление привели нас, в ничем не примечательную деревню. Опрашивая местных жителей с трудом нашли отель. За высоким забором скрывались зеленые лужайки и красивые ухоженные коттеджи. Номера отеля отделаны в болгарском стиле: натуральный камень, побелка и балки перекрытия из темного дерева. Разместившись в отеле, мы решили посетить местную достопримечательность: скалу восхождение на которую заряжает энергией.

Увеличить.
Увеличить.

До верха мы не дошли , так как начало на глазах смеркаться. Спуск прошел уже в темноте. В отеле нас ждала сауна и ужин с родопским  блюдом из баранины под названием  Чеверме и вкуснейшей болгарской Мастикой.
Утро нас встретило весенним солнышком. Мы попрощались с гостеприимными хозяевами отеля.  Ночевка, ужин с Чеверме  и алкоголем, завтрак с супом из телятины, обошелся каждому из нас в 1000 рублей!!. По дороге заехали в Добростан, полетали и вечером были уже в Сопоте.

Пятница 26 марта, пятый летный день.

По прогнозу опять улетный день в Сопоте и мы спешим подняться на Беклементо. На старте уже много народа: пилоты парапланов, пассажиры тандемов, просто зеваки. Погода в этот день была сильная, летало все и везде. Один болгарский пилот долго терся в ущелье слева от старта и в конце концов умудрился сесть на старт по ветру, смотрелось очень стремно. К счастью он оказался крепким малым и на пострадал. Эта посадка есть на видео. Пилоты нашей группы совершили по несколько полетов и налетали от полутора до четырех часов в зависимости от квалификации, желания и состояния организма. Болгария подарила нам еще один прекрасный летный день.
Увеличить.
Суббота 27 марта, заключительный и опять летный день.
Увеличить.

Лично мне этот заключительный день понравился больше всего. В первой половине дня была дымка, потоки были слабые и можно было только выживать вися, чуть ниже старта. Необходимо было работать, бороться за каждый метр, искать и обрабатывать пузыри и одновременно не допускать малейшей раскачки параплана, чтобы не потерять  с трудом набранную высоту.  Потом солнце закрыла туча и все сели. А еще позже все рассеялось те кто были на старте получили возможность легко выпарить. Второй мой  полет был еще интересней: сначала выживание в течении 15 минут и медленный набор  до уровня старта. Затем более веселые потоки выше старта и в заключение небольшой маршрутик. Отличный день, когда нужно было работать и бороться  а не просто халявно летать на параплане.

Итоги выезда:

Восемь летных дней, один нелетный, разнообразные погодные условия от «соплей» до «бомбы», полеты в трех летных местах, интересная культурная программа, вкуснейшая болгарская еда и гостеприимное местное население. Смотрите фильм о нашей поездке.>
Приглашаю всех парапланеристов посетить Болгарию и познакомиться с  этой страной и ее небом. Здесь вы приобретете новых друзей и незабываемые впечатления.

 

Дорога на старт Беклементо Болгария
 
Скала.
старт параплана
 
Зимний кайт, сноукайт прокат
 
Полет на параплане над стартом Беклементо , беклементо, Болгария.
Полет на параплане по кромке облаков.
Схема парапланерного движения, Брестовица, Болгария.
Полеты на параплане в динамике, Брестовица, Болгария.
Отель Старые времена 2. Болгария.
Дорога на Беклементо.
Дорога на Беклементо.
Полеты на параплане в Болгарии.
   
       
Посадка по ветру.
Аисты в Болгарии.